Педагогика

lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor

Методологические и психолого-педагогические основы обучения и воспитания.

Образование как социокультурный феномен. Образование и личность. Образование и общество. Образование, наука и культура. Обучение как основной путь присвоения общечеловеческого опыта. Теория познания как методологическая основа процесса обучения и воспитания.

Соотношение процессов познания, научения, обучения, учения и воспитания. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процессов обучения и воспитания.

Закономерности и принципы обучения и воспитания .

Основные дидактические теории: теория развития личности в различных образовательных системах; теория целеполагания и таксономии целей образования; теория развивающего обучения; теория учебной деятельности и ее субъекта; теория содержательного обобщения; теория поэтапного формирования умственных действий; теория единства слова и наглядности в обучении; теория объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения. Инновационные подходы в современном образовании.

Обучение как дидактическая система и как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Структура, цели и результаты процесса обучения.

Двусторонний и личностный характер обучения. Взаимодействие "преподавание - учение" как центральное дидактическое отношение.

Единство преподавания и учения. Взаимообусловленность обучения и реальных учебных возможностей учащихся.

Психология индивидуального подхода к учащимся. Психология возраста. Психолого-педагогический анализ урока, личности учащегося и классного коллектива. Взаимосвязь образования и самообразования личности. Взаимообучение. Основные проблемы организации психолого-педагогической помощи учащимся.

Учитель как субъект образовательного процесса. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Общение и диалоги в процессе обучения: "учитель-учитель", "учитель-родитель", "учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - содержание обучения", "ученик - Я".

Сущность профессионально-педагогической деятельности. Компоненты педагогического мастерства. Учитель как руководитель и воспитатель.

Психологические закономерности и механизмы обучения. Обучение как система организованных взаимодействий, направленных на решение образовательных и воспитательных задач.

Психологическая сущность и структура учения. Психология процесса усвоения. Активизация и формирование внимания школьников. Мотивация учебной деятельности учащихся. Психология способностей. Соотношение памяти и мышления в процессе учения. Эмоционально-волевая сфера личности обучающегося. Речь в процессе учения. Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе обучения.

Содержание образования. Научные основы содержания образования. Содержание образования как фундамент культуры личности.

Система знаний о природе, обществе, человеке, технологии и способах деятельности. Система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры.

Опыт творческой деятельности. Опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру (труду, науке, другим людям, самому себе). Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей.

Гуманитаризация и гуманизация содержания образования. Национальная и интернациональная культура в содержании образования.

Государственный образовательный стандарт. Критерии отбора и построения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Образовательные технологии и методы обучения. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Основные образовательные технологии: адаптивные; развивающие; личностно-ориентированные; диалоговые; модульные; контекстные; информационные; уровневой дифференциации обучения; группового воздействия; мультимедиа технологии; игротехники; технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции.

Теория и система методов обучения. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Психология школьной отметки и оценки, их воспитательное значение. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Методы устного, письменного и машинного контроля. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся и учителя. Основные проблемы современной психолого-педагогической диагностики.

Модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.

Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Диалогические, групповые, массовые (фронтальные) формы организации обучения. Классно-урочная система обучения, дополнительная система образования. Другие организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат); очно-заочная форма обучения и др.

Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения, педагогические программные средства. Аудиовизуальные средства и компьютеры в обучении.

Учебные телекоммуникационные проекты. Автоматизированные рабочие места.

Сущность и содержание процесса воспитания: системы и структуры воспитательного процесса; общие закономерности процесса воспитания; диагностика воспитанности.

Формы воспитания. Воспитание личности в коллективе. Коллектив и личность. Педагогическое руководство коллективом. Технология воспитания.

Содержание базового предмета – «изобразительное искусство».

История развития, объект и задачи изобразительного искусства.

Место изобразительного искусства в социальной и духовной жизни человека. Искусство как отражение объективной реальности. Искусство как познание и эстетическое освоение окружающего мира. Искусство как выразитель духовного мира человека. Искусство как внушение. Функции искусства: наслаждение, развитие (искусство – «учебник жизни»), развлечение, источник творческой энергии, общение, воспитание, искусство как терапия. Значение искусства для гармоничного развития личности.

Различные виды искусств: изобразительное искусство, музыка, театр, балет, литература и т.д.

О природе происхождения изобразительного искусства. Современная трактовка таких отношений как: искусство - система – отражение -действительность. Сущность и структура различных видов искусств.

Учение о цвете (цветоведение), колористике, пропорциях, перспективе, светотени, анатомии. Теоретические основы композиции и т.д. Современные методы исследования языка изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, ДПИ).

Значение и роль рисунка в изобразительном искусстве. Искусство и бессознательное. Психология искусства.

Методология и методика изобразительного искусства: теория познания и диалектическая связь искусства с действительностью, история и теория изобразительного искусства, понятия тождества, сходства и различий.

Современные методы исследования изобразительного искусства, традиционные и новые методы. Искусство и изобразительное искусство в жизни современного общества. Место изобразительного искусства в системе жизненного (образовательного пространства), о его функциях в формировании целостной картины мира.

Теория и методика эстетического воспитания и обучения изобразительному искусству

Методика преподавания изобразительного искусства как наука. Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства как науки. Специфика терминов, применяемых в методике преподавания изобразительного искусства. Связь развития методики преподавания изобразительного искусства, художественных дисциплин с развитием практики изобразительного искусства, его преподавания и искусствознания, психологии и педагогики. Методы исследования, применяемые в методике изобразительного искусства. Способы обработки исследовательских материалов. Основные направления научно-педагогических исследований в области теории и методики преподавания изобразительного искусства и пути их совершенствования.

Основные этапы развития методики преподавания изобразительного искусства.

Возникновение и развитие методов обучения рисованию. Методы преподавания изобразительного искусства как общеобразовательного предмета в Древнем Египте и Древней Греции. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию и методику обучения изобразительному искусству. Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель о методах преподавания изобразительного искусства как общеобразовательного предмета. Метод преподавания рисования братьев Дюпюи. Методы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах в конце XIX - начале XX вв. Геометральный и натуральный методы преподавания. Постановка преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XVIII и первой половине XIX вв. Методические пособия по рисованию Прейслера, А.П. Сапожникова, Г.А. Гиппиуса. Система преподавания изобразительного искусства во Всероссийской Императорской Академии художеств в XVIII -XIX вв.

Методы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах России в конце XIX - первой четверти XX вв. Методы преподавания изобразительного искусства в первые годы советской власти в общеобразовательных и художественных учебных заведениях. Борьба с субъективистскими теориями в методах преподавания.

Сохранение и развитие лучших традиций преподавания реалистического изобразительного искусства в средних и высших художественных учебных заведениях СССР в 50 - 80-e годы XX в. Совершенствование содержания и методов преподавания изобразительного искусства в детских садах и общеобразовательных школах СССР в 50-80-е годы XX в.

Цели, содержание и структура современного школьного курса изобразительного искусства.

Современные задачи преподавания изобразительного искусства в 1-11 классах. Цели и задачи обучения, воспитания и развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством. Наличие вариативных учебных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Система знаний, умений и навыков в школьном курсе изобразительного искусства. Принципы распределения учебного материала по годам обучения. Составные части (разделы) содержания обучения изобразительному искусству в 1-11 классах общеобразовательных учебных заведений. Рисование как ведущий вид учебно-творческой работы школьников и студентов. Преемственность целей, задач и содержания между различными возрастными звеньями изучения изобразительного искусства. Особенности целей, задач и содержания обучения, воспитания, развития и структуры курса изобразительного искусства на различных возрастных уровнях.

Принципы, формы и методы организации и проведения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательных учреждениях и в специальных педагогических учебных заведениях. Общедидактические и специфические принципы, используемые в методике преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учебных заведениях. Методы сообщения теоретических знаний по искусству, освоения понятий. Методы формирования у учащихся практических умений и навыков разных типов и видов. Методы контроля и оценки знаний, умений, навыков. Методы художественно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений на занятиях изобразительным искусством. Методы развития художественно-творческих способностей учащихся. Особенности методов обучения, воспитания и развития учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе, в школах с углубленным изучением изобразительного искусства, в детских художественных школах, в детских изостудиях.

Уроки изобразительного искусства и их виды. Факультативные и кружковые занятия по изобразительному искусству, их специфика как важных путей углубленного изучения изобразительного искусства в средней школе.

Виды, формы и методы занятий по рисунку, живописи, композиции, истории искусств, скульптур, декоративно-прикладному искусству со студентами. Воспитательные и развивающие функции занятий по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству. Особенности взаимодействия этих форм и методов. Формы и методы организации и проведения повторения пройденного материала, проверки домашних заданий. Контроль и критерии оценки знаний, умений и навыков.

Сделать бесплатный сайт с uCoz