Педагогика |
lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor |
|
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.Взаимосвязь теории и практики в педагогике Они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни. В этом и состоит одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования. Говоря о таком единстве, мы имеем в виду единство двух видов деятельности: научной и практической. Различия: а) Объекты -Объектом практики педагогической деятельности является человек, которого мы обучаем и воспитываем, а объектом является учебный материал, который надо усваивать. Воздействие на воспитанников, ответственность за развитие у них определенных качеств личности — все это остается за педагогом. Педагогическое руководство не отменяется (не д. б. авторитарным.) без педагогического руководства - нет педагогического процесса. Когда говорят о взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения, вовсе не имеют в виду равноценность их разнонаправленных отношений. На учителя воздействует не сам ученик, а то, как он учится: в зависимости от его успеха или неуспеха в учении преподаватель выстраивает свою систему воздействий. Ясно - ученик выступает как ученик, а не как преподаватель. -Объект научной педагогической деятельности. Педагогика как наука изучает всю область педагогической практики, научной деятельности вместе с ее участниками, а также факты, явления. Педагог изучает не ребенка, а систему педагогических воздействий в которые он включен -факты и явления которые возникли в процессе педагогической деятельности. Поэтому: объект изучения педагогической науки - это педагогическая практика. Педагогическую теорию можно считать - теорией практик педагогической деятельности. б)Средства - Средства- соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Например, для педагогической практики - средства «идеальные» — методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, и материальные - наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки — наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теории ,и т.д. Знания должны быть о закономерностях, действующих не в обучении и воспитании, а в самой педагогической науке и в науке вообще - это область знаний — методология. Следует для учителя нет абсолютно никаких запретов на занятия научно-исследовательской работой. Любой педагог может заниматься любыми или даже всеми видами деятельности. Только нужно, чтобы в каждом случае он ясно понимал, что переходит от одной роли к другой и при этом происходит смена объектов, средств и результатов. в)Результаты (результат практической педагогической деятельности является обученный и воспитанный человек, а в педагогической науке - является знания). Педагогические знания — это законы, принципы, правила педагогической деятельности. Они существуют не только в сознании педагога, но и в научных трудах, программах, учебниках, пособиях для учителей. Первые педагоги не были специально подготовлены, но возрастал объем знаний, которые необходимо сохранить и перед следующему поколению. С возникновением массового образования и множества учебных материалов, идей относящихся к обучению, воспитанию, появляется потребность в обосновании правильности педагогических проектов, в специально изученных педагогических деятельностях, ее объективно-истинном отражению. Методология и организация деятельности Практическая деятельность педагога нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную. Такая деятельность, как, например, рутинная повседневная деятельность учителя – «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается. Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат. Так как методология рассматривается как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В социальных науках организация рассматривается как: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Данное определение методологии практической деятельности позволяет рассматривать её очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: научной, любой практической профессиональной деятельности, художественной, игровой и т.д. В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на: - практическую деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. - специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия. Сюда можно включить методологию научной деятельности (методологию педагогического исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной деятельности, и методологии игровой деятельности. Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временной структурой. Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временной структурой. С точки зрения системного подхода процесс осуществления деятельности нагляднее всего представляется в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами: - фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации; - технологическая фаза, результатом которой является реализация системы; - рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта. Первую фазу – проектирование – можно описать в понятиях и структуре единой, для любой практической профессиональной деятельности. Объектом проектирования является в общем случае педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Фаза проектирования включает следующие стадии: 1. Концептуальная. Состоит из этапов: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев. 2. Моделирования. Состоит из этапов: построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения). 3. Конструирования системы. Состоит из этапов: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы. 4. Технологической подготовки. Технологическая фаза педагогического (образовательного) проекта. Эта фаза не может быть представлена общей логикой, в которой имеют место общие принципы и правила построения технологии педагогической деятельности. Последней, завершающей фазой любого проекта, как образа практической педагогической деятельности, является рефлексивная фаза. Рефлексивная фаза проекта. Технологическая фаза педагогического (образовательного) проекта завершилась реализацией спроектированной системы в практике. Теперь педагог-практик (или коллектив) должен отрефлексировать – «обратиться назад»: осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния: - объекта своей продуктивной деятельности — итоговая оценка (самооценка) реализации проекта; - субъекта деятельности, т.е. самого себя — рефлексия. Одним из методов рефлексии в науке рассматривается итоговая оценка результатов практической педагогической деятельности. Как известно, оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Содержание, структура, порядок оценки эффективности реализации педагогической (образовательной) системы зависит от самой системы, ее специфики, масштабов и т.д. Тем не менее, можно сформулировать некоторые общие группы вопросов, на которые необходимо ответить по итогам реализации системы (проекта): - Достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? Если результаты превзошли поставленную цель – то опять же – почему? И в какой степени? - Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? - К каким последствиям (как непосредственным, так и опосредованным) привела реализация проекта: педагогическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим? В чем эти последствия положительны, а в чем — отрицательны? - Как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.? Рефлексивные процессы постоянно пронизывают всю деятельность педагога-практика, педагогического коллектива по проектированию и реализации педагогических систем. Таким образом, в организации практической педагогической деятельности был выделен полный цикл действий педагога и педагогического коллектива: от выявления проблемы до реализации педагогического образовательного проекта, его оценки и рефлексии, то есть все фазы, стадии и этапы образовательного проекта. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности Развитие системы образования (то есть переход ее в новое качественное состояние) не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств, через инновационный процесс. Как отмечает в своих исследованиях А.И.Жук, «инновации являются сегодня не столько средством теоретических исследований или локальных нововведений в образовании, сколько комплексным механизмом развития образовательных учреждений и систем, и понимаются как инструмент преобразования педагогами и управленцами – собственной деятельности».
Действительно, для всех субъектов педагогической деятельности очень важно ориентироваться в широком спектре современных технологий, инновационных идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. |