Педагогика |
lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor |
|
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Разработка педагогического проекта.Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы. В проекте, как правило, три субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников), учитель ИТ. Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим вопросам, выходящим за рамки школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.
Информационно-технологическое сопровождение ученических проектов учителем ИТ Мне, как заместителю директора по информационным технологиям, в первую очередь интересна роль и место учителя ИТ в ученическом проектировании. Хотелось бы отметить, что именно учитель ИТ дает участникам проектирования - как учащимся, так и педагогам, - возможность использования ресурсов компьютера и компьютерных сетей. Зачастую при проектировании учащиеся попадают в ситуацию, когда нужную для выполнения проекта информацию можно легко и просто найти в Интернете или на CD, но при условии, что имеется компьютер и определенный набор знаний и умений работы на нем. Педагогическая деятельность учителя ИТ в этом случае может быть рассмотрена как последовательный набор ситуаций. Они создаются как педагогом, так и учениками, как спонтанно, так и преднамеренно. Единицей педагогической деятельности здесь выступает педагогическая ситуация, которая представляет собой продукт активного взаимодействия объективного состояния конкретной педагогической системы в определенном промежутке времени и поведения всех его участников. Ситуация является педагогической, если в ней ставятся задачи обучения, воспитания и развития ученика. Представляет интерес определение В.В. Серикова (30): «Ситуация – особый педагогический механизм, который ставит ее участников в новые условия, трансформирующие привычный ход их жизнедеятельности, требующий от них новые модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации». В контексте рассмотрения проектировочной деятельности учителя представляет интерес обращение к педагогической проблемной ситуации. Педагогическая ситуация становится проблемной в том случае, если имеющиеся у педагога средства, знания и умения, стереотипы опыта оказываются непригодными в данной ситуации и требуется их переосмысление, рефлексия и соответствующее условиям ситуации преобразование. По мнению М.М.Кашапова (13, с.416), С.Д.Неверковича (22, с.70), педагогическая проблемная ситуация представляет психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности, характеризующееся осознанием педагогом необходимости устранения затруднений в учебно-воспитательной деятельности, пути преодоления которых педагогу неизвестны. Возникновение проблемной педагогической ситуации обусловлено опытом педагога, спецификой его восприятия, мышления, особенностями личностного отношения к происходящему. Потребность в педагогическом проектировании актуализируется в случае необходимости перехода от существующей к желаемой модели педагогического процесса. Одним из направлений проектной деятельности учителя является проектирование решения педагогических проблемных ситуаций. В зависимости от развития проектировочных умений педагог достигает того или иного уровня в решении педагогических ситуаций, и – соответственно – в своей педагогической деятельности. Учитель ИТ предоставляет учащимся возможность использования при необходимости компьютерную технику, а также подводит учащихся-проектировщиков к пониманию недостаточности, как правило, собственных знаний и умений для реализации своих информационных потребностей. При этом различаются две ситуации: 1. В том случае, когда ученик встречается со специфической проблемой, для которой в практике пока нет готового решения, то тогда учащиеся на стадии определения способа реализации и дальнейшего практического применения проекта в рамках предметного образовательного проекта выполняют еще один минипроект- информационный, создавая продукт уже и в области информационных технологий. 2. Если возникает проблема на стадии определения формы презентации проекта и его результатов, - проблема оформления, то ученик с помощью преподавателя ИТ проходит индивидуализированные учебные экспресс-курсы по отдельным компьютерным программам. |