Педагогика

lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Разработка педагогического проекта.

Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.

В проекте, как правило, три субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников), учитель ИТ. Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим вопросам, выходящим за рамки школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.

Этап

Деятельность субъектов проекта

Смысл действий

Цели педагога

Определение проблемы

  1. педагог создает проблемную ситуацию
  2. ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта

1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики

2. обсуждение проблемы и задач проекта

Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы

Выдвижение гипотезы, решения проблемы

1. педагог участвует в обсуждении

2. ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации,

Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль

Организация (планирование) хода проекта

  1. педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта
  2. ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ
  3. учитель ИТ

1.Помощь в рациональном планировании проекта

2.Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления

-Развитие умения работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом,

-умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей

- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности

Реализация проекта

1. педагог управляет реализацией

2. ученики выполняют свою задачу

1. сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости

1. работают в группах над поиском фактов, аргументов

Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи

Оформление результатов проекта

1. педагог участвует в обсуждении

2. ученики оформляют проект

3. учитель ИТ участвует в выборе способов оформления

  1. советует по вопросу оформления, дизайна
  2. описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций

Развитие творческого отношения к оформлению работы,

Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий

Рефлексия

1. педагог участвует в дискуссии

2. ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавши мися результатами, в случае несоответствия выясняют причины

  1. помогает дать оценку результату проекта
  2. выяснение необходимости доработки проекта

Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи

 

Информационно-технологическое сопровождение ученических проектов учителем ИТ

Мне, как заместителю директора по информационным технологиям, в первую очередь интересна роль и место учителя ИТ в ученическом проектировании.

Хотелось бы отметить, что именно учитель ИТ дает участникам проектирования - как учащимся, так и педагогам, - возможность использования ресурсов компьютера и компьютерных сетей.

Зачастую при проектировании учащиеся попадают в ситуацию, когда нужную для выполнения проекта информацию можно легко и просто найти в Интернете или на CD, но при условии, что имеется компьютер и определенный набор знаний и умений работы на нем.

Педагогическая деятельность учителя ИТ в этом случае может быть рассмотрена как последовательный набор ситуаций. Они создаются как педагогом, так и учениками, как спонтанно, так и преднамеренно. Единицей педагогической деятельности здесь выступает педагогическая ситуация, которая представляет собой продукт активного взаимодействия объективного состояния конкретной педагогической системы в определенном промежутке времени и поведения всех его участников. Ситуация является педагогической, если в ней ставятся задачи обучения, воспитания и развития ученика.

Представляет интерес определение В.В. Серикова (30): «Ситуация – особый педагогический механизм, который ставит ее участников в новые условия, трансформирующие привычный ход их жизнедеятельности, требующий от них новые модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации».

В контексте рассмотрения проектировочной деятельности учителя представляет интерес обращение к педагогической проблемной ситуации. Педагогическая ситуация становится проблемной в том случае, если имеющиеся у педагога средства, знания и умения, стереотипы опыта оказываются непригодными в данной ситуации и требуется их переосмысление, рефлексия и соответствующее условиям ситуации преобразование. По мнению М.М.Кашапова (13, с.416), С.Д.Неверковича (22, с.70), педагогическая проблемная ситуация представляет психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности, характеризующееся осознанием педагогом необходимости устранения затруднений в учебно-воспитательной деятельности, пути преодоления которых педагогу неизвестны. Возникновение проблемной педагогической ситуации обусловлено опытом педагога, спецификой его восприятия, мышления, особенностями личностного отношения к происходящему.

Потребность в педагогическом проектировании актуализируется в случае необходимости перехода от существующей к желаемой модели педагогического процесса. Одним из направлений проектной деятельности учителя является проектирование решения педагогических проблемных ситуаций. В зависимости от развития проектировочных умений педагог достигает того или иного уровня в решении педагогических ситуаций, и – соответственно – в своей педагогической деятельности.

Учитель ИТ предоставляет учащимся возможность использования при необходимости компьютерную технику, а также подводит учащихся-проектировщиков к пониманию недостаточности, как правило, собственных знаний и умений для реализации своих информационных потребностей. При этом различаются две ситуации:

1. В том случае, когда ученик встречается со специфической проблемой, для которой в практике пока нет готового решения, то тогда учащиеся на стадии определения способа реализации и дальнейшего практического применения проекта в рамках предметного образовательного проекта выполняют еще один минипроект- информационный, создавая продукт уже и в области информационных технологий.

2. Если возникает проблема на стадии определения формы презентации проекта и его результатов, - проблема оформления, то ученик с помощью преподавателя ИТ проходит индивидуализированные учебные экспресс-курсы по отдельным компьютерным программам.

Сделать бесплатный сайт с uCoz