Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Разработка педагогического проекта.
Проекты выполняют ученики и начальной, и средней, и старшей школы.
В проекте, как правило, три субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников), учитель ИТ. Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим вопросам, выходящим за рамки школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.
Этап | Деятельность субъектов проекта | Смысл действий | Цели педагога |
Определение проблемы |
| 1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики 2. обсуждение проблемы и задач проекта | Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы |
Выдвижение гипотезы, решения проблемы | 1. педагог участвует в обсуждении 2. ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению | Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации, | Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль |
Организация (планирование) хода проекта |
| 1.Помощь в рациональном планировании проекта 2.Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления | -Развитие умения работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом, -умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей - приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности |
Реализация проекта | 1. педагог управляет реализацией 2. ученики выполняют свою задачу | 1. сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости 1. работают в группах над поиском фактов, аргументов | Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи |
Оформление результатов проекта | 1. педагог участвует в обсуждении 2. ученики оформляют проект 3. учитель ИТ участвует в выборе способов оформления |
| Развитие творческого отношения к оформлению работы, Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий |
Рефлексия | 1. педагог участвует в дискуссии 2. ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавши мися результатами, в случае несоответствия выясняют причины |
| Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи |
Информационно-технологическое сопровождение ученических проектов учителем ИТ
Мне, как заместителю директора по информационным технологиям, в первую очередь интересна роль и место учителя ИТ в ученическом проектировании.
Хотелось бы отметить, что именно учитель ИТ дает участникам проектирования - как учащимся, так и педагогам, - возможность использования ресурсов компьютера и компьютерных сетей.
Зачастую при проектировании учащиеся попадают в ситуацию, когда нужную для выполнения проекта информацию можно легко и просто найти в Интернете или на CD, но при условии, что имеется компьютер и определенный набор знаний и умений работы на нем.
Педагогическая деятельность учителя ИТ в этом случае может быть рассмотрена как последовательный набор ситуаций. Они создаются как педагогом, так и учениками, как спонтанно, так и преднамеренно. Единицей педагогической деятельности здесь выступает педагогическая ситуация, которая представляет собой продукт активного взаимодействия объективного состояния конкретной педагогической системы в определенном промежутке времени и поведения всех его участников. Ситуация является педагогической, если в ней ставятся задачи обучения, воспитания и развития ученика.
Представляет интерес определение В.В. Серикова (30): «Ситуация – особый педагогический механизм, который ставит ее участников в новые условия, трансформирующие привычный ход их жизнедеятельности, требующий от них новые модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации».
В контексте рассмотрения проектировочной деятельности учителя представляет интерес обращение к педагогической проблемной ситуации. Педагогическая ситуация становится проблемной в том случае, если имеющиеся у педагога средства, знания и умения, стереотипы опыта оказываются непригодными в данной ситуации и требуется их переосмысление, рефлексия и соответствующее условиям ситуации преобразование. По мнению М.М.Кашапова (13, с.416), С.Д.Неверковича (22, с.70), педагогическая проблемная ситуация представляет психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности, характеризующееся осознанием педагогом необходимости устранения затруднений в учебно-воспитательной деятельности, пути преодоления которых педагогу неизвестны. Возникновение проблемной педагогической ситуации обусловлено опытом педагога, спецификой его восприятия, мышления, особенностями личностного отношения к происходящему.
Потребность в педагогическом проектировании актуализируется в случае необходимости перехода от существующей к желаемой модели педагогического процесса. Одним из направлений проектной деятельности учителя является проектирование решения педагогических проблемных ситуаций. В зависимости от развития проектировочных умений педагог достигает того или иного уровня в решении педагогических ситуаций, и – соответственно – в своей педагогической деятельности.
Учитель ИТ предоставляет учащимся возможность использования при необходимости компьютерную технику, а также подводит учащихся-проектировщиков к пониманию недостаточности, как правило, собственных знаний и умений для реализации своих информационных потребностей. При этом различаются две ситуации:
1. В том случае, когда ученик встречается со специфической проблемой, для которой в практике пока нет готового решения, то тогда учащиеся на стадии определения способа реализации и дальнейшего практического применения проекта в рамках предметного образовательного проекта выполняют еще один минипроект- информационный, создавая продукт уже и в области информационных технологий.
2. Если возникает проблема на стадии определения формы презентации проекта и его результатов, - проблема оформления, то ученик с помощью преподавателя ИТ проходит индивидуализированные учебные экспресс-курсы по отдельным компьютерным программам.